Достоинство Личности является важнейшим ценностным основанием и критерием, определяющим требования к выстраиванию отношений между государством и человеком. Сердцевину конституционных положений о безопасности составляют защита прав и свобод человека и гражданина, безопасность личности. Дилемма выбора между свободой реализации прав человека и безопасностью лишена смысла, поскольку безопасность — это основа и императив реализации прав человека. Но везде, где под предлогом обеспечения безопасности ставятся под сомнение права человека и попираются свободы, находят для себя питательную среду вирусы особо опасных социальных болезней, таких как организованная преступность, коррупция, произвол, насилие, экстремизм, безответственность и безнаказанность за совершенное злодеяние. Поэтому исключительно важно, чтобы в пылу борьбы с антиобщественными пороками, направленной якобы на защиту прав, не выплескивали саму идею обеспечения прав человека, не выхолащивали ее суть и не отступали от Конституции страны и главных принципов международного права.
Необходимо снизить все возрастающий уровень злоупотребления правом, появления оценочно-неопределенных норм, сократить противоречия между международным и национальным правом, избыточность законодательного и подзаконного регулирования в сфере личных прав, поднять регулирование общественных отношений в сфере прав человека с отраслевых норм на конституционно-правовой уровень.
В условиях, когда обостряются проблемы практически во всех сферах жизни, ни в коем случае нельзя воспринимать права человека как роскошь. Безусловно, обеспечение фундаментальных прав и свобод требует соответствующих ресурсов и финансирования. Однако их несоблюдение неизбежно приводит к еще большим растратам: девальвации самого ценного — человеческого капитала.
Даже во времена кризиса государство способно при желании гарантировать разумный баланс между решениями, принимаемыми в интересах государства и защиты бизнеса, и необходимостью обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Имеющая место практика решения макроэкономических проблем за счет изъятия средств из «кармана» рядовых граждан путем так называемых «поборов» — безответственна, недальновидна и опасна своими негативным последствиями.
Исходя из оценки современного состояния экономики, социальных институтов, отечественной судебной системы и правоохранительных органов, а также пока еще слабого правового сознания на всех — государственных и общественных — уровнях, можно утверждать, что на современном этапе развития страны разрыв между правовыми постулатами, закрепленными в Конституции Российской Федерации, и реальными механизмами защиты прав, свобод человека и достоинства личности остается глубоким.
В связи с этим настораживает ряд негативных факторов, прямо или косвенно влияющих на состояние прав человека:
— проблема бедности и углубляющееся расслоение общества остаются основными факторами социального неравенства;
— процветает избирательность правосудия. Неравенство возможностей для «избранных» и «рядовых» граждан защитить себя в суде имеет самые негативные последствия для формирования правового государства, ведет к необратимым нравственным и человеческим потерям;
— слабость социальных лифтов, дефицит доверия и отсутствие обратной связи между органами власти разного уровня и населением истощают социальный капитал, порождают гражданскую пассивность и отсутствие веры в возможность полноценной самореализации;
— вызывает беспокойство расцвет «правоограничительного» законотворчества. Исторический опыт ушедшего века свидетельствует, что неумеренное поглощение государством общественно-гражданской, социальной и личной самостоятельности и самодеятельности, в результате которого человек и общество вынуждены жить для государственной машины, всегда заканчивается плачевно. Средствами, сдерживающими трансгрессию государства, когда она выходит за разумные пределы мер, необходимых для защиты страны и обеспечения ее национальных интересов, являются гражданское общество и правозащитные механизмы, в том числе применяемые в деятельности Уполномоченного по правам человека. Важны его упреждающее и непосредственное реагирование на попытки отдельных политиков и общественных деятелей провести через законодательные инициативы «усмирительные» законопроекты, которые откровенно посягают на личные права и свободы граждан, оказывая на них избыточное нормотворческое давление;
— рост агрессивного поведения, непримиримости и неприятия иной точки зрения в противостоянии разного рода групп гражданских активистов по мировоззренческим, политическим и иным мотивам. Крайним выражением происходящей поляризации стало столкновение воинствующего мракобесия с одной стороны и разнузданно-вульгарных «арт-провокаций», осознанно направленных на унижение и оскорбление общепризнанных человеческих ценностей и ничего общего не имеющих с искусством — с другой.
Нельзя не обратить внимание и на следующее обстоятельство. Важнейшие регуляторы общественных отношений: право, мораль и нравственность — теснейшим образом переплетены друг с другом. Эрозия последних неизбежно ведет к разрушению законности. Но моральные и нравственные принципы во многом имеют своим истоком религиозные воззрения, а не только утвердившиеся в обществе традиции светского характера. Для многоконфессиональной России это имеет огромное значение. И дело не только и не столько в свободе совести, сколько в общем принципе светского государства. Необходимо привести основополагающие постулаты той или иной конфессии в соответствие с принципиальными положениями светского государства путем достижения консенсуса между всеми сторонами. Если основополагающие религиозные ценности какой-либо конфессии входят в конфликт с базовыми принципами светского правового государства, то это может стать дополнительным и весьма существенным риском для сохранения общественного согласия, которое зиждется на основе признания единого конституционно-правового пространства. Конфликт такого рода может привести как к искажению правового сознания, так и к определенному «повреждению» нравов.
2015 год — это, прежде всего, год 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Несмотря на все проблемы и сложности, общее историческое наследие объединяет народ России, как в самые драматичные времена нашей отечественной истории, что нагляднее всего проявилось в беспрецедентной по своему масштабу народной акции «Бессмертный полк».
Идея преемственности поколений в готовности защищать свою страну дает шанс на консолидацию общественных ресурсов и сбережение нашей социокультурной общности. Это солидарный ответ на беспрецедентную антироссийскую санкционную и информационную кампанию, ведущуюся на фоне общемирового кризиса в экономике, политике, культуре. При этом удручающий международное правозащитное сообщество кризис в области прав человека, проявляющийся в откровенном манипулировании правозащитными принципами на вчера еще уважаемых международных площадках, негативным образом сказывается и на ситуации с правами человека в России.
Лучшие качества нашего народа позволяют надеяться, что общими усилиями нам удастся противопоставить развитие цивилизованных общественных дискуссий по самым животрепещущим проблемам росту немотивированной агрессии, ползучей социальной дискриминации, неуважению к правам других, нетерпимости к иной точке зрения, маргинализации инакомыслящих, а также «охоте на ведьм» и поиску внутренних врагов совсем не там, где зреют истинные угрозы национальной безопасности страны.
Вот почему сейчас, как никогда, необходимы механизмы и процедуры, способствующие снятию разного рода противостояний и острых разногласий как внутри самого общества, так и в его взаимоотношениях с органами государственной власти.
Прежде чем представить Доклад вашему вниманию, необходимо отметить, что предпринята попытка выявления устойчивых тенденций в сфере прав человека, в соответствии с которыми и должна формироваться определенная система действий Уполномоченного.
В связи с этим первая часть Доклада отражает результаты полномасштабного социологического исследования ситуации с правами человека в России в 2015 году, проведенного Фондом «Общественное мнение» (далее — ФОМ) по заказу Уполномоченного в 79 субъектах Российской Федерации, а также силами Аппарата Уполномоченного.
Вторая часть — описание наиболее актуальных правозащитных проблем на основе анализа системных проблем в сфере прав человека, а также всего массива поступивших к Уполномоченному обращений.
Третья часть Доклада содержит в себе отчет о работе Уполномоченного за год, перечень конкретных дел, жалоб и обращений граждан, на восстановление нарушенных прав которых были направлены основные усилия Уполномоченного и его Аппарата.
Завершают Доклад адресные рекомендации органам государственной власти, направленные на развитие общегосударственной системы обеспечения прав человека и решение назревших проблем в этой сфере.
Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» для представления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Председателю Следственного комитета Российской Федерации, руководителям субъектов Российской Федерации.
 
Уполномоченный
по правам человека
в Российской Федерации
Э.А.ПАМФИЛОВА
 

Глава 1. Права и свободы человека в России:

реалии 2015 года
 

1.1. Право на жизнь: основные вызовы и риски

 
В 2015 году число умерших в России от всех причин составило 1911413 человек, из них 458218 ушли из жизни в трудоспособном возрасте.
164276 человек из почти двух миллионов умерших погибли неестественной смертью от внешних причин, из них 120761 человек — люди трудоспособного возраста.
Показатели несколько лучше, чем за 2014 год, но тем не менее вызывают огромную тревогу. Это ничем не оправданные людские потери от неестественных причин, особенно среди мужчин трудоспособного возраста.
Выражая серьезную обеспокоенность неестественной «убылью» населения, пожалуй, главное, в чем можно упрекнуть Правительство страны — это отсутствие гибкой и динамичной системы действий, направленных на опережение и недопущение развития негативных процессов, приводящих к драматическим последствиям.
В стремительно меняющемся мире плестись в хвосте тенденций, навязанных разного рода случайными обстоятельствами, пытаясь хаотично минимизировать ущерб от уже произошедших бедствий — значит обречь страну на вязкое существование вместо осмысленного развития.
Это слабое звено в деятельности правительства затрагивает практически все сферы жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Укоренившийся фискально-механический подход перечеркивает саму суть многих стратегий и бюджетов развития. Хроническое недофинансирование образования, здравоохранения, науки, экологии и ряда других перспективных направлений впрямую негативно влияет на качество генофонда, качество человеческого капитала, личностного развития. И это одна из главных причин отставания России в международном марафоне, где интеллектуальный и человеческий потенциал уже давно играют ключевую роль в развитии наиболее успешных стран.
Экономя на реабилитации, профилактике, своевременном и качественном ремонте, охране труда и технике безопасности, контроле за качеством услуг и производства, мы затем судорожно «ликвидируем» непоправимые последствия силами и средствами, в десятки и сотни раз превышающими те, на которые поскупились ранее. Это как пожалеть денег на оборудование одного пункта пожарной охраны, а затем возить воду самолетами для тушения горящей тайги и выделять миллиарды на восстановление уже не подлежащего восстановлению. Это когда проверки детских домов и домов престарелых лихорадочно проводятся только после произошедших в них разного рода трагедий. Это когда вспоминают о строительных нормах и правилах (СНиП), лицензиях и необходимости проверок надзорными органами только после аварий, пожаров, обвалов, прорыва плотин, обрушения зданий, мостов, провалов дорог, массовых отравлений людей или ничем не оправданных смертей младенцев. Эта хроническая и часто уже бессмысленная суета чиновников на фоне произошедших трагедий все чаще повергает общество в раздражение и шок.
Вынужденно повторяя основные мысли из вступления к Докладу 2014 года, полагаю важным вновь обратить внимание Правительства именно на этот аспект, а точнее — на очевидный дефект управления, непосредственно влияющий на основополагающее право на жизнь.
Следует обратить внимание на следующие источники угроз:
— факты повсеместной коррупции, которые являются основной причиной нарушений прав человека, включая гибель людей;
— принимающий все более изощренные формы терроризм;
— отсутствие механизмов обеспечения неотвратимости и неизбежности наказания;
— «издержки» правосудия, нередко позволяющие привилегированной категории лиц уходить от ответственности за преступления, повлекшие за собой гибель или тяжкие увечья потерпевших;
— неконтролируемые потоки нелегальной миграции и «прозрачные» границы;
— пропажа людей, трудовое рабство, торговля людьми, наркоторговля;
— вирусные эпидемии (в том числе ВИЧ/СПИД);
— бытовое и домашнее насилие;
— природные катаклизмы и техногенные катастрофы;
— высокий уровень изношенности электро- и тепломагистралей, газового хозяйства, разного рода коммуникаций, систем водоснабжения и водоотвода, жилищно-коммунального, дорожного и транспортного хозяйства;
— неэффективность государственного надзора в сфере строительства зданий, мостов, дорог, надзора за качеством предоставления медицинских услуг, лекарств, воды, продуктов питания, детских товаров;
— не соответствующая современным требованиям организация безопасности движения на дорогах;
— снижение возрастного порога алкоголизации и наркотизации населения;
— пренебрежение экологической безопасностью при беззастенчивом лоббировании бизнес-проектов;
— нарастание немотивированной агрессии, обусловленной неустойчивым психоэмоциональным состоянием значительной части населения (по прогнозам Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, ведущих к потере трудоспособности).
Вышеперечисленное — всего лишь часть вызовов, угрожающих основополагающему неотчуждаемому праву на жизнь.
Необходимо также обратить внимание на эпизодичность и бессистемность государственных мер по восстановлению человеческого и социального капитала в той степени, которая обеспечила бы необратимость положительных тенденций в развитии человеческого потенциала.
Государственным, общественным и научным институтам, чтобы справиться с нарастающим валом вызовов и угроз человеческому существованию, необходимо научиться совместными усилиями формировать опережающие стратегии для их предупреждения и преодоления.
 

Коррупция

 
Разнообразные проявления коррупции, несмотря на определенное снижение, остаются одними из ключевых угроз системе национальной безопасности страны. Самым опасным и драматичным фактором, нивелирующим эффективную борьбу с коррупцией и подчас загоняющим эту борьбу в тупик, является коррупционная коррозия самой правоохранительной системы и разного рода надзорных и проверяющих органов. Как следствие — техногенные и иные катастрофы, обвалы производственных конструкций, обрушения зданий, прорыв теплотрасс, аварии на дорогах, отравления недоброкачественной пищей, пожары и многие другие трагедии, приводящие к человеческим жертвам.
По итогам девяти месяцев прошедшего года выявлено 27775 коррупционных преступлений, при этом отмечается рост деяний, представляющих наибольшую общественную опасность и, по существу, составляющих ядро коррупции, таких как получение и дача взяток, злоупотребление должностными полномочиями. Преступления данной направленности имеют высоко латентный характер, обусловленный их неочевидностью, пассивной позицией потерпевших, неготовностью, а то и нежеланием специальных служб застигнуть преступника с поличным.
Статьей 8 Конвенции ООН предусмотрено, что государство-участник должно поощрять неподкупность, честность и ответственность своих публичных должностных лиц. До сих пор в России не существует системы антикоррупционной социальной рекламы, освещения в средствах массовой информации (в том числе электронных) результатов принятых мер антикоррупционной направленности.
Не принят и закон о лоббизме, тогда как его принятие предусмотрено национальным планом противодействия коррупции. За девять месяцев 2015 года органами прокуратуры выявлено 35998 (35316) нормативных правовых актов, содержащих положения коррупциогенного свойства.
В этой связи актуально принятие федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации». Возможно, это приведет к большей стабильности законодательства, поскольку в базовые рамочные законы вносятся десятки изменений, в том числе в 2015 году — 14 раз в Федеральный закон N 184, девять раз в Федеральный закон N 131, пять раз в Федеральный закон N 67.

Избирательность правосудия, круговая порука и уход от ответственности высокопоставленных коррупционеров, отсутствие действенной системы неизбежности и неотвратимости наказания усиливают в обществе сомнения в способности государства защитить законопослушных граждан, развращают, с одной стороны, массовое сознание вседозволенностью, а с другой — порождают такое явление, как самосуд.

 
Терроризм
 
Терроризм, безусловно, непосредственно отражается на правах человека, лишая людей права на жизнь, свободу и физическую неприкосновенность. На протяжении новейшей истории наша страна не раз страдала от страшных кровавых терактов, которые унесли множество человеческих жизней. 2015 год стал свидетелем страшной трагедии — крушения российского авиалайнера Airbus A321 в небе над Синайским полуостровом, жертвами которой стали 224 человека. Вот почему Россия предпринимает огромные усилия в борьбе с этим мировым злом.
По данным Генпрокуратуры, в России запрещена деятельность 68 организаций. Из них 44 организации признаны экстремистскими, в том числе три международных организации. Еще 24 организации являются террористическими. По требованиям Генпрокуратуры заблокировано порядка 450 ресурсов, где осуществлялся сбор средств на нужды террористических группировок в Сирии и Ираке.
Для успешного противодействия терроризму в любой стране недостаточно антитеррористической деятельности спецслужб. Каждый ее гражданин должен быть вооружен антитеррористическими знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения личной и общественной безопасности в современных условиях.
При этом борьба с терроризмом на любом уровне должна вестись на основе уважения прав человека и законности. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в рамках своей компетенции участвует в мероприятиях по противодействию таким опасным общественным явлениям, как религиозный радикализм, экстремизм и терроризм.
На встрече Президента с членами своего Совета по развитию гражданского общества и правам человека 1 октября 2015 года Уполномоченным по правам человека в РФ было внесено предложение наделить российских военнослужащих, участвующих в операции в Сирии, статусом ветеранов боевых действий. Поддержав предложение Уполномоченного, Президент России В.В. Путин поручил Правительству РФ рассмотреть вопрос о возможности внесения в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений.
 
Наркотизация и алкоголизация
 
Анализ ситуации с незаконным оборотом наркотических веществ в Российской Федерации и в мире показывает, что наркомания и связанная с ней преступность стали по факту глобальной угрозой человечеству наряду с таким опасным явлением, как международный терроризм. Средний возраст начинающего наркомана снизился до 11 лет.
В настоящее время большую популярность получили так называемые синтетические наркотики, которые по своему смертоносному эффекту сродни оружию массового поражения.
Усугубляет ситуацию тот факт, что новые наркотики синтезируются быстрее, чем их успевают внести в реестр запрещенных веществ и таким образом объявить вне закона.
Не снижается объем контрабандного ввоза синтетических наркотиков на территорию Российской Федерации. В последнее время особое внимание правоохранительных структур привлекают крупномасштабные поставки новых видов синтетических наркотиков на территорию Российской Федерации из Китая.
Антинаркотические профилактические мероприятия в субъектах Российской Федерации реализуются в рамках государственных программ (подпрограмм государственных программ), однако в ряде регионов руководством субъектов принято решение о сокращении запланированного финансирования. Так, в Кемеровской области сокращение составило 13,65 млн. рублей (с 15 млн. рублей до 1,35 млн. рублей), в Томской области — 6 млн. рублей (с 9,4 млн. рублей до 3,4 млн. рублей), в Республике Тыва — 6 млн. рублей (с 6 млн. рублей до 0 рублей), в Алтайском крае — 3,7 млн. рублей (с 4,2 млн. рублей до 0,5 млн. рублей). В Еврейской автономной области в связи с дефицитом областного бюджета принят Закон Еврейской автономной области от 24 апреля 2015 года N 685-ОЗ «О внесении изменений в Закон ЕАО «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», по которому финансирование подпрограммы «Профилактика наркомании на территории Еврейской автономной области» аннулировано. Представляется целесообразным Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации пересмотреть статьи расходов соответствующих бюджетов в части выделения средств для обеспечения реализации программ профилактики наркомании, поскольку это тот случай, когда «экономия» на профилактике неизбежно приведет к неизмеримо большим затратам в дальнейшем, когда процесс может принять неконтролируемые и необратимые последствия. Наибольшее внимание следует сосредоточить на организации работы с детьми из социально неблагополучных семей.
Уполномоченным в своей деятельности особое внимание уделяется проблеме наркомании. Так, 22 сентября был проведен круглый стол «Профилактика подросткового алкоголизма и наркомании: проблемы, пути решения». В ходе мероприятия обсуждались медико-социальные, педагогические и криминологические аспекты проблемы наркомании и алкоголизма несовершеннолетних, правовая регламентация деятельности органов и учреждений в контексте защиты прав граждан, вопросы ранней профилактики алкоголизации и наркотизации детей и подростков, выявления, учета, лечения и реабилитации несовершеннолетних и родителей, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию. По данным МВД, 32,1% от общего числа преступлений, зарегистрированных в 2015 году, было совершено в состоянии алкогольного опьянения, свыше 13 тысяч наших сограждан за год ушли из жизни вследствие алкогольного отравления.
Вновь актуальной является необходимость создания системы многоуровневой ранней профилактики алкогольной и наркотической зависимостей, включая восстановления системы лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), а также развития информационно-просветительской деятельности как основной превентивной меры.
 
Дорожно-транспортные происшествия
 
Согласно Международной классификации причин смерти, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) относятся к классу внешних причин смерти. Еще в 1974 году Всемирная Ассамблея здравоохранения приняла резолюцию WHA 27/59, в которой объявила дорожно-транспортные происшествия одной из важнейших проблем здравоохранения. Всего в ДТП ежегодно в мире погибает 1,3 миллиона человек. Еще 20 — 50 миллионов человек получают в авариях ранения.
Причинами смертей в результате ДТП являются многие факторы: и качество дорог, и вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, и невнимательность, отсутствие культуры вождения, и игнорирование требований правил дорожного движения.
Необходима современная, более эффективная система оказания помощи, поскольку в России число погибших на 100 пострадавших в ДТП значительно выше, чем в ведущих странах мира, где успешно решены три ключевых вопроса:
— своевременность получения информации о происшествии;
— своевременность начала оказания медицинской помощи;
— наличие медпунктов (больниц), расположенных вдоль автотрасс.
Наиболее эффективная медицинская помощь, как показывает зарубежная практика, оказывается в течение первых 30 минут после получения травмы. В России из-за позднего прибытия «скорой помощи» почти 60% погибших в ДТП умирают еще до поступления в больницу. При этом только 6% пострадавших доставляются в лечебные учреждения в специализированном санитарном автотранспорте, а нуждаются в этом от 30% до 60%.
По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 2015 год в России произошло 184000 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибло 23114 человек. 231197 человек получили травмы. 24794 дорожно-транспортных происшествия произошло с участием детей, в результате которых 1028 детей погибло и 26838 — ранено.
Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года была утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах». Целью Программы является сокращение случаев смерти в результате дорожно-транспортных происшествий. Основными задачами по обеспечению безопасности дорожного движения являются создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах, повышение культуры вождения, развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, повышение требований к подготовке водителей на получение прав на управление транспортными средствами и требований к автошколам, осуществляющим такую подготовку.
На практике, несмотря на принятую Программу, кардинального улучшения ситуации на дорогах не произошло.
 
Распространение заболеваний ВИЧ/СПИД
 
С момента регистрации первого случая ВИЧ в РФ с 1987 года в России по разным причинам умерло 205538 ВИЧ-инфицированных, в том числе 20612 — в 2015 году. Это на 16,6% больше, чем за аналогичный период 2014 года. По данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД, число граждан, инфицированных ВИЧ, зарегистрированных в Российской Федерации, на 1 ноября 2015 года составило 986657 человек. Каждый год в среднем на 10% растет число ВИЧ-инфицированных, то есть почти на 10 тысяч человек.
Фактически число носителей ВИЧ значительно больше. По оценке международной организации UNAIDS, среди россиян ВИЧ-инфицированных около полутора миллиона, минимум половины инфицированных просто не знают о своей болезни. Несмотря на предпринимаемые государством меры борьбы с распространением данного заболевания, ситуация крайне опасна тем, что довольно быстрыми темпами приобретает необратимый характер (см. более подробно в главе 2).
 
1.2. Влияние кризиса на состояние прав и свобод
 
Углубление социально-экономического неравенства
 
Запредельный разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными (малоимущими), что и наблюдается в России на современном этапе, относится к одной из значимых внутренних угроз для государства.
По данным Министра труда и социальной защиты Российской Федерации, число россиян с доходами ниже прожиточного минимума за последний год увеличилось на 3 миллиона человек и составило 19 миллионов, от 60% до 70% лиц, оказавшихся за чертой бедности, — семьи с детьми.
В 2015 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29,4% общего объема денежных доходов (в 2014 году — 30,5%), а на долю 10% наименее обеспеченного населения — 2,1% (1,9% — в 2014 году).
На 2015 год население распределяется (по величине среднедушевых денежных доходов) следующим образом. Самый большой уровень разрыва между богатыми и бедными в России отмечен в Москве (39,3%), Чеченской Республике (40,1%) и Республике Дагестан (38,6%).
Аналитики отмечают, что в России наблюдается один из самых высоких показателей социального расслоения. Выше уровень социального расслоения только в Китае. Показатель соотношения средних доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных слоев населения вырос с 4,5 раза в 1990 году до 16,5 раза в 2013 году, в 2015 году этот показатель немного снизился. При этом с 2000 года бедность снижается, а экономическое неравенство растет.
При сохранении нынешних тенденций, к 2017 году показатель неравенства доходов между 10% наиболее и наименее обеспеченных может вырасти с 16,5 до 20.
Усиливается социальное расслоение не только граждан, но и семей: чем больше в семье детей, тем выше вероятность оказаться за чертой бедности.
Среди проблем социального расслоения особое место занимает вопрос определения «среднего класса», так как считается, что «средний класс» является наиболее экономически активным элементом общества, гарантом социальной стабильности государства, поскольку он является прослойкой между малоимущим населением и богатыми людьми. В зависимости от совокупности этих факторов реальное количество граждан, относящихся к среднему классу, в России оценивается в 15% (при норме развитого государства в 60 — 80%).
Не может не вызывать тревогу усиливающиеся диспропорции в доступности к качественному образованию, что усугубляет складывающееся социальное неравенство. В особенности это касается дошкольного образования, которым в настоящее время в разных субъектах Российской Федерации охвачено от 65% до 90% детей дошкольного возраста, причем этот показатель колеблется в пределах одного и того же федерального округа. Такая дифференциация в доступности образования уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении дальнейшего образования.
Одним из негативных явлений, сопутствующих социальному расслоению, является детская беспризорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних. Увеличивающийся разрыв между реальными доходами и жизненными стандартами, невозможность достижения пропагандируемого роскошного образа жизни законными способами способствуют интенсивному вовлечению несовершеннолетних в криминальную деятельность или порождают высокую степень психологической готовности к правонарушениям.
Высокий уровень социального расслоения, а главное — обнищание значительной части населения, является одним из ключевых факторов роста преступности. В частности, около половины (45,6%) преступлений по России за 2015 год носит имущественный характер. Среди лиц, совершивших преступление, 65,9% не имели постоянного источника дохода. Все это приводит к повышению градуса социальной нетерпимости, адресованной условным «богатым», а также мигрантам, которые «демпингуют» в оплате труда при конкуренции за рабочие места.
 
Региональная асимметрия
 
Остается существенным разрыв в доходах между наиболее благополучными и наиболее бедными субъектами Российской Федерации, социальное расслоение носит ярко выраженный региональный аспект. Регионы, адаптируясь к условиям экономического кризиса, начали постепенно сокращать социальные обязательства перед населением. За период январь — август 2015 года наибольшая среднемесячная номинальная начисленная заработная плата имела место в Ямало-Ненецком автономном округе и составляла 76380 рублей, самая низкая — в Республике Дагестан (18472 рубля).
Доходы населения в регионах также отражаются на доступности покупки семьями жилья в ипотеку. В Ямало-Ненецком автономном округе 49,3% семей способны приобрести жилье в ипотеку, из них семьи с двумя работающими взрослыми и ребенком составляют 62%. Иная ситуация в Республике Дагестан, где только 5% семей могут позволить приобрести жилье в ипотеку.
Характерно, что в наиболее дотационных регионах наблюдается и наибольший разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, что свидетельствует о том, что вследствие коррупции и бесконтрольности средства, направляемые из федерального бюджета, не доходят до тех, кто в них больше всего нуждается. Это требует особого государственного внимания, особенно в связи с ликвидацией Министерства регионального развития.
 
Рост противоречий между городом и деревней
 
Недофинансирование отдельных территорий, труднодоступных в силу различных причин, порождает также «переселение народов» из сельской местности в крупные города. Это влечет за собой такие негативные в целом для России последствия, как отказ от традиционных ремесел и видов занятости, упадок сельского хозяйства и животноводства, утрату культурно-нравственных и социальных ценностей, гибель крестьянских и фермерских хозяйств. Это подрывает в целом экономику муниципальных образований и отдельных субъектов Российской Федерации. В 35% сельских поселений страны существуют проблемы с общественным транспортом. Система выездных врачебных бригад действует далеко не во всех субъектах Российской Федерации, а развитие мобильных санитарных бригад ограничено из-за высокой стоимости транспортных расходов.
Переселение сельских жителей в города порождает так называемую проблему «мертвых зон» — фактически, брошенных территорий с полным отсутствием населения. В XXI веке речь идет даже о «мертвых городах». Заброшенные города и деревни — яркое свидетельство халатного отношения к имуществу, труду и населению. Кроме того, те населенные пункты, которые ранее основывались для проживания населения, занятого в сфере добычи нефти и газа, после их «опустошения» требуют особого внимания в части, касающейся экологической безопасности. Здесь необходимо уделить внимание и вопросу национальной безопасности, поскольку среди мертвых городов есть и такие, которые расположены вблизи границ государства.
В настоящее время необходимо поднимать вопросы защиты прав сельского населения, развития территорий за счет льготного обеспечения сельских жителей медицинскими, образовательными услугами, а также повсеместном льготном подключении к сетям электро-, газо-, водо- и теплоснабжения.
 
«Пищевое расслоение» России
и продовольственная безопасность
 
Обычно в России обсуждают объемы производства, но не экономическую доступность населению продовольствия. Анализ потребления в стране по децильным группам в зависимости от среднедушевых располагаемых ресурсов показывает, что нижние три группы страдают от недоедания, а верхние три потребляют существенно больше продуктов питания, чем предусмотрено рациональными нормами. Беднейшие семьи тратили на продовольствие 44,6% своих доходов, а наиболее обеспеченные — 16%. При этом сельское население имеет физический доступ к продовольствию, но экономический доступ обеспечивается более дешевыми продуктами (с меньшей степенью переработки, из иных, чем в городе, источников). В рационах питания нижних групп ощущается недостаток белков, в том числе животного происхождения.
В первой децильной группе положение с доступом к продовольствию катастрофическое. В трех верхних группах, наоборот, и калорийность, и обеспеченность белками избыточны. Недоедание в первых группах соседствует с перееданием в последних, что приводит к ухудшению показателей здоровья в связи с ожирением.
По регионам ситуация более сложная. В трех регионах страны от 79,9% до 83,4% домохозяйств на питание тратят более 50% всех потребительских расходов (Чеченская Республика, Республики Дагестан и Ингушетия). Особенно острое положение в Ингушетии: высочайшая доля домохозяйств с расходами на питание более 50% (83,4% домохозяйств), наиболее низкая степень достижения рекомендованной нормы питания, низкое потребление животного белка. При этом в данном регионе отмечается один из самых высоких показателей плотности населения в России — 124,8 чел./кв. км (четвертое место по стране после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области).
Не менее актуальна проблема продовольственной безопасности. Россия заняла 44 место из 145 стран в рейтинге доступности, качества и разнообразия пищи и оказалась в числе ведущих стран по доступности пищи. В то же время в рейтинге отмечается, что россияне едят много вредной еды, поэтому позиция страны оказалась ниже, чем некоторых более бедных государств.
Производители продуктов питания снижают стоимость товара за счет использования более дешевого, но худшего с точки зрения качества сырья, уменьшают объем упаковки, выпускают новые продукты в нижнем ценовом сегменте. Роспотребнадзор отметил резкий рост количества забракованных во время проверок продуктов. В 24 раза увеличился объем некачественной импортной кондитерской продукции: ягод — в 13 раз, рыбы — почти в 6,5 раза. Забраковано почти в четыре раза больше импортной молочной продукции и в три раза — заграничных овощей и фруктов.
Резко увеличилось число отечественных фальсифицированных продуктов: они не отвечают ГОСТам и техническим регламентам, указанный на их упаковке состав не соответствует содержанию. Импортозамещение на рынке молочных продуктов привело к серьезному ухудшению их качества. Серьезной проблемой стал экспорт молокосодержащих продуктов из Украины и Белоруссии: в России они упаковывались и продавались под видом сыра, сливочного масла и т.д. После запрета экспорта молочных продуктов из Украины ситуация с фальсификатом не улучшилась: импортная продукция продолжает поступать в Россию под видом транзита в Казахстан и другие соседние с Россией государства. Занимаются фальсификацией и российские производители, добавляющие пальмовое масло в сыр, йогурт, творог.
Лаборатории, по сути, обеспечивают исключительно радиационную и микробиологическую безопасность продукции. Оснащенных лабораторий очень мало, поэтому параметры проверки продуктов максимально занижены. Так, в российских лабораториях проводится проверка продуктов на наличие всего четырех пестицидов, в то время как помимо них существует еще 450, которые при повышении концентрации оказывают негативное влияние на здоровье человека и запрещены к использованию. Проводится проверка продуктов всего на 4 — 5 антибиотиков, применяемых в сельском хозяйстве, а примерно 35 — 40 остаются без внимания. В США лаборатории контролируют около трех тысяч пищевых добавок, в то время как в России разрешено к применению 476 (красители, консерванты, стабилизаторы, ароматизаторы), причем ни одна из этих добавок не контролируется. Некачественное питание становится национальной угрозой.
В сложившихся условиях необходимо наладить систему оказания адресной продовольственной помощи наиболее нуждающимся и вывести на должный уровень организацию государственного контроля за качеством продуктов питания, лекарств и питьевой воды.
 
1.3. Общественное мнение о правах человека в России
 
(Текст Доклада с графическими материалами, эпиграфами
и сведениями об источниках доступен на официальном
сайте Уполномоченного: ombudsmanrf.org)
 
Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации
И правы, — сам себя вини: что ты посеял — то и жни.
И.А. Крылов
Социальная и экономическая защищенность — ключевой показатель соблюдения прав человека в представлениях жителей России. При этом, несмотря на ухудшение экономической ситуации вследствие санкций и других внешних и внутренних факторов, более половины россиян продолжают считать, что за последние несколько лет ситуация с соблюдением прав человека в стране не изменилась. Такие выводы основаны на анализе данных Фонда «Общественное мнение», полученных в ходе исследования по заказу Уполномоченного по правам человека в России.
Опрос включал в себя три части, раскрывающие представление респондентов о значимости состояния прав человека, о соблюдении таких прав и об условиях благополучия россиян. Исследование проводилось в ноябре 2015 года среди жителей всех регионов России, достигших 18 лет; общее количество респондентов — 60500.
Итак, соблюдаются ли права человека в России? Уверенность в соблюдении прав граждан в 2015 году снизилась на 8%. Если в 2014 году об этом положительно отзывалась почти половина респондентов (44%), то в 2015 году — 36%. По мнению 42% опрошенных в 2015 году, права человека в России не соблюдаются; по сравнению с аналогичными данными 2014 года этот показатель снизился на 4%. Затруднившихся же с определением своей позиции стало больше в два раза (10% в 2014 году и 21% в 2015 году).
Учитывая исключительное географическое положение страны и ее многообразие, был проведен анализ восприятия ситуации с правами человека в различных регионах страны. Если данные ответов о соблюдении прав человека соотнести с картой субъектов Российской Федерации, то можно сформировать семь групп, исходя из количественных показателей ответов. Больше половины — 45 субъектов Российской Федерации — с той или иной степенью уверенности ответили о несоблюдении прав человека в стране. Наиболее скептически настроены респонденты Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов. Респонденты 36 субъектов Российской Федерации оценивают ситуацию как преимущественно положительную. Респонденты четырех субъектов не смогли определиться с ответом.
Прослеживается разница положительных и отрицательных ответов респондентов в городах-миллионниках и субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены города: горожане дают больше положительных ответов. Очевидно, что сказывается влияние лучших бытовых условий и наличие рабочих мест в сравнении с отсутствием соответствующих благ в малонаселенных городах и сельской местности (исключения составляют такие города как Ростов-на-Дону, Самара, Челябинск, Пермь и Воронеж). В Красноярском крае мнение о несоблюдении прав человека совпадает между жителями столицы и других населенных пунктов края.
Показательно, что оценка состояния прав человека в стране коррелирует с социальным положением граждан: чем выше уровень материального положения респондентов, тем больше процент утверждений о соблюдении прав граждан внутри социальной группы. Например, в группе респондентов, утверждающих, что им хватает денег только на еду, ответ о соблюдении прав граждан дали только 24%, в следующей категории данный процент равен уже 30%, а при оценке своего материального благополучия как «денег хватает на автомобиль» положительный ответ о соблюдении прав граждан в стране равен 46%.
Таким образом, восприятие России как правового государства жителями самой страны напрямую зависит от ее социально-экономического развития и объема предоставляемого «социального пакета» от государства.
Связь социально-материального положения и правовой незащищенности подтверждается и при анализе конституционных прав и свобод, которые участники опроса выделяют как наиболее важные и значимые. В 2015 году для граждан существенно возросла значимость права на бесплатную медицинскую помощь (74% — в 2015 году, 66% — в 2014 году), бесплатное образование (53% и 37% соответственно), право иметь землю в частной собственности (23% и 12% соответственно), право на благоприятную окружающую среду (19% и 10% соответственно) и право на получение квалифицированной юридической помощи (15% и 6% соответственно). При этом право на бесплатную медицинскую помощь остается наиболее актуальным для граждан, как и в 2014 году.
Право на труд и его справедливую оплату называет значимым для себя половина всех опрашиваемых, в 2015 году их число возросло на 4%. При этом респондентами всех регионов указано в качестве ценности право иметь постоянную работу. В среднем по стране более 40% заявили о желании иметь не просто работу, а именно постоянную работу. Жители Казани, Екатеринбурга, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов определили это право как полностью реализованное в настоящий момент.
Для 7% респондентов приоритетным правом является свобода предпринимательства (в 2014 году — только 3%).
По мнению респондентов большинства регионов России, в том числе ее городов-миллионников, реализация политических прав является менее актуальной проблемой по сравнению с реализацией социальных прав. В частности речь идет о праве на участие в управлении обществом и государством и праве на свободу собраний, манифестаций (митингов, демонстраций).
Свобода передвижения и выбор места проживания являются значимым правом для 10% россиян против 20% в 2014 году.
Таким образом, права «первого поколения», и в первую очередь — политические, имеют для россиян менее значимую актуальность, чем так называемые права «второго поколения», которые включают в себя, в первую очередь, социальные, трудовые и жилищные права. Права «второго поколения» наиболее важны для жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Хабаровского края, Волгоградской, Воронежской, Липецкой, Свердловской, Орловской областей, а также участников опроса из Чувашской Республики, Республик Марий Эл и Алтай. Ханты-Мансийский автономный округ возглавляет группу регионов, наиболее обеспокоенных состоянием прав, касающихся медицины и образования, жилья и оплаты труда, социального обеспечения.
Можно ли при этом утверждать, что россияне отмечают значительные изменения в соблюдении своих прав? Нет, так как преимущественное большинство (52%) говорит об отсутствии изменений. Однако доля тех, кто видел положительные изменения в ситуации с правами человека, существенно снизилась по сравнению с 2014 годом (от 45% до 13%). Ухудшения отмечают 18%, что на 4% больше предыдущего года. А практически каждый пятый россиянин затрудняется судить о соблюдении прав человека. Как и стоило ожидать, оценки социально незащищенных слоев населения и малообеспеченных групп респондентов наиболее пессимистичны.
Динамика изменения ситуации с правами человека в регионах также была проанализирована отдельно. Без учета позиции 52% респондентов, уверенных в отсутствии изменений, субъекты Российской Федерации были разделены на семь групп в зависимости от количественного соотношения трех вариантов ответов. Самую большую группу составили 32 субъекта Российской Федерации, в которых не смогли охарактеризовать динамику изменений с соблюдением прав человека в России за последние несколько лет.
В 19 субъектах ответы о негативной динамике лишь в незначительной степени превалируют над ответами о положительной динамике. В количественном измерении число субъектов Российской Федерации, в той или иной степени отметивших ухудшение (7, 19 и 8 в каждой группе), почти в два раза превышает число субъектов Российской Федерации, давших положительную оценку.
Соответствующим образом разделились мнения россиян в федеральных округах. На общем фоне выделяется Крымский федеральный округ, жители которого фиксируют улучшение ситуации с правами человека.
Ответы респондентов семи городов-миллионников: Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Челябинск, Волгоград, Красноярск — менее пессимистичны, чем в соответствующих областях. Из них уверенно говорят об улучшении ситуации с соблюдением прав жители Омска. Респонденты Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Перми и Воронежа считают, что ситуация стала хуже.
Один из важных показателей оценки соблюдения прав человека — это сопоставление ожиданий и реальности. Чем меньше разрыв между желаемым и действительным, тем более реализованы права человека в том или ином государстве.
Для понимания того, чего ожидают граждане от своего государства, были сопоставлены ответы на соответствующие вопросы.
В представлениях о благополучии наибольшая разница (более 50%) между реальностью и ожиданиями приходится на позицию «материальный достаток». Около 60% респондентов понимают благополучие в первую очередь как материальный достаток, но только 8% ответили, что он у них есть.
Значителен разрыв между «желаемым и действительным» в оценке доступного, качественного здравоохранения и образования, а также продуктов питания.
Среди необходимых составляющих человеческого благополучия были указаны доверие между людьми, взаимоуважение в обществе, правовая защищенность, общественная и личная безопасность.
По пяти пунктам из девятнадцати в списке необходимого человеку для благополучной жизни получен положительный результат.
Единственный пункт, который отмечен как реализованный во всех субъектах Российской Федерации — это «хорошие отношения в семье». В значительном количестве субъектов Российской Федерации совпадают ожидания и возможности по организации свободного времяпровождения, проведению досуга и обеспечения доступа к культурным ценностям. Пункт «собственное жилье» не совпадает для жителей 12 субъектов Федерации.
Ожидания о необходимой и реализованной личной свободе и независимости не совпадают для респондентов из 40 субъектов Российской Федерации.
Для оценки реального уровня защищенности прав данные опроса были разделены на 6 групп в зависимости от соотношения ответов по всем позициям опроса. Большинство субъектов Российской Федерации (40 субъектов РФ) вошло в группу, в которой значительно расходятся представления о благополучной жизни, но по ряду показателей этот разрыв не абсолютен. В 21 субъекте Российской Федерации этот разрыв невысок, еще в четырех представления о благополучной жизни и реальность расходятся незначительно.
В 15 субъектах Российской Федерации наблюдается резкое расхождение между желаемым и действительным. Соотношение субъектов Российской Федерации, занимающих крайние противоположные позиции, невелико: почти совпадают представления о благополучной жизни и реальность в трех субъектах РФ, и крайне мало совпадают — в двух субъектах РФ.
Разница между действительным и желаемым в городах-миллионниках и в субъектах Российской Федерации, на территории которых расположены эти города, практически везде одинакова. В городах Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Челябинск и Волгоград она наименее значительна. В сравнении с общим показателем по Республике Башкортостан жители Уфы считают, что реальность и представления о благополучной жизни расходятся значительнее.
Результаты данного исследования и анализа представлений о благополучной жизни, безусловно, имеют некоторые погрешности, однако могут являться ориентиром в деятельности всех органов публичной власти и должностных лиц.
 

1.4. Контуры правозащитной карты Российской Федерации

 
(Полный текст Доклада с графическими материалами
и сведениями об источниках доступен на официальном
сайте Уполномоченного: ombudsmanrf.org)
 
С просьбой о содействии в реализации, восстановлении или защите конституционных прав к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации ежегодно обращается значительное число граждан, что говорит о доверии к названному правозащитному институту и его востребованности. Развитие института уполномоченных по правам человека предоставило гражданам право выбора направлять жалобу федеральному либо региональному уполномоченным по правам человека, что находит отражение в распределении обращений, поступающих Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, по их территориальной принадлежности.
По сравнению с 2014 годом на прежнем уровне осталось число обращений из Крымского, Северо-Кавказского, Сибирского федеральных округов. Значительно увеличился поток корреспонденции из Северо-Западного (в 2015 году — 8%, в 2014 году — 4%) и Приволжского (в 2015 году — 20%, в 2014 году — 9%) федеральных округов. Наблюдается рост количества обращений из Центрального федерального округа (в 2015 году — 36%, в 2014 году — 33%), снижение числа обращений из Дальневосточного (в 2015 году — 4%, в 2014 году — 6%), Уральского (в 2015 году — 6%, в 2014 году — 10%), Южного (в 2015 году — 10%, в 2014 году — 17%) федеральных округов.
Основная проблематика жалоб, поступивших в 2015 году к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, касалась уголовного процесса (30%), жилищных прав и сферы ЖКХ (16%), уголовно-исполнительного производства (14%), социального страхования и обеспечения (5%), оборонной сферы (4%), миграции и вопросов гражданства (4%). По вопросам соблюдения либо восстановления всех иных прав доля обращений составила 27%.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *